Методы исследования в дипломной работе: виды, примеры и описание

С исследовательской работой и ее методологией сталкивается каждый студент практически с первых дней обучения. Хорошим примером является написание рефератов, лабораторных и курсовых работ. Однако особенное значение приобретают методы исследования в дипломной работе.

Что такое методологический аппарат в научно-исследовательской работе?

Методический аппарат научно-исследовательской работы — это применение мировоззренческих принципов по отношению к процессу познания. Говоря более простыми словами, методология исследовательской работы — это не что иное, как соотношение данных полученных в процессе исследования, к данным и принципам, присущим другим фундаментальным научным направлениям. Основным базовым научным направлением ответственным за разработку методов научного познания является классическая философия и философия научного знания.

Исследовательская работа предполагает использование обширного перечня методов научно-исследовательской работы, большинство из которых являются узкоспециализированными и студенту в процессе учебной деятельности не пригодятся.

Классификация методов научно-исследовательской деятельности

Методологический аппарат, используемый студентом во время учебной деятельности и в процессе написания дипломных работ можно условно разделить на:

  • общие научно-исследовательские методы;
  • частные научно-исследовательские методы.

Общенаучные методы научно-исследовательской работы

Общенаучные методы исследования в дипломной работе являются полностью универсальными и служат для систематизации и анализа работы данных. Чаще всего при написании дипломов используются следующие методы:

  • Системного анализа научный метод чаще всего применяемый студентами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Метод системного анализа призван разбить поток данных на составные части сходные по признакам и свойствам. Разбивка и систематизация данных позволяет рассмотреть объект исследования более подробно со всех возможных углов и сторон зрения. В качестве примера можно привести определение стиля написания художественного произведение и сравнение его с другими доступными произведениями; сравнение характеристик экономических процессов с характеристиками подобного процесса на базовом или экстремальном уровне.
  • Научного синтеза — данный метод является полной противоположностью предыдущего. Если метод анализа доложен разбить входящий поток данных, то метод научного синтеза призван сгруппировать отдельные имеющиеся элементы в единое целое (по свойству объекта исследования или имеющимся признакам). Группировка входящей информации используется для проведения более детального исследования по общим признакам и выявление характерных для них закономерностей функционирования. В качестве примера можно привести группировку экономически процессов по свойствам или распределение симптомов заболевания по системам органов.
  • Создания моделей — при использовании данного метода происходит перенос реальных данных на искусственно созданную модель. Используется для моделирования процесса и предсказания итогов его развития в будущем. В качестве примера можно привести использование методов математического моделирования в точных науках.
  • Аналогий — использование метода аналогий основывается на применении к объекту исследования данных полученных в результате анализа подобного процесса, произошедшего ранее.
  • Дедукции — метод позволяющий определить свойства исследуемой системы основываясь на анализе данных о большом количестве происходящих внутри нее подчиненных процессов. К примеру, определение заболевания по симптомокомплексу или выявление экономической тенденции по некоторым характерным признакам.
  • Индукции — метод полностью противоположный предыдущему, позволяющий спрогнозировать появление и развитие подчиненных процессов опираясь на знание свойств «материнской» системы. К примеру, предсказание появление симптомов, опираясь на точно выставленный диагноз.
  • Обобщение — исследовательский метод схожий по принципу с методом дедукции позволяющий сделать вывод, о предмете исследования опираясь на множество «мелких» признаков. Различают метод индуктивного обобщения и метод аналитического обобщения.
  • Классификации — предполагает разделение данных об объекте исследования на группы по определенным характерным признакам. К примеру, классификация возможна по физическим свойствам, жанрам, материалу, стилю написания и др.
  • Абстрагирования — данный метод подразумевает конкретизацию какого–либо свойства исследуемого объекта без принятия в расчет всех остальных присущих объекту характеристик. К примеру, изучение отдельного проявления заболевания, без учета остальных сопутствующих симптомов или анализ одного из свойств экономической системы, без учета остальных характерных для не свойств.
  • Конкретизации — данный метод предполагает детальное изучение объекта исследования в реальном времени и реально существующих условиях.
  • Аналогии — данный метод предполагает перенос свойств с близкого по характеру предмета или явления, на предмет самостоятельного исследования студента. Использование метода аналогии позволяет получить определенные данные и на их основании сделать соответствующие выводы. К примеру, выяснение свойств юридических, экономических или медицинских явлений, основываясь на свойствах близких к ним процессов.

Частные методы научно-исследовательской работы

В процессе самостоятельной научно-исследовательской работы наравне с общими методами исследования применяются частные. Их особенность заключается в уникальном способе получения и анализа информации.

Частные методы исследования используются для непосредственного сбора и анализа данных относительно исследуемого явления, кроме этого частные методы позволяют выявить, описать, изучить и классифицировать интересующие студента явления. К частным методам научно-исследовательской работы относят:

  • Наблюдение — в основе данного метода исследования лежит работа по сбору и систематизации информации, а также выявление свойств объекта исследования. К примеру, наблюдение за живой природой или каким-либо физическим явлением.
  • Сравнение — самый популярный частный метод научно – исследовательской работы, который сводится к сравнению двух или более близких по свойствам объектов. Сравнение проводится, по какому-либо интересующему признаку. К примеру, сравнение двух химических процессов или экономических явлений.
  • Измерение — данный метод сводится к получению числовых данных относительно объекта исследования. К примеру, измерение физических величин.
  • Эксперимент — метод диагностики позволяющий воспроизвести или смоделировать какой-либо интересующий процесс, а также произвести анализ и систематизацию полученных данных. Экспериментом может быть опыт, целью которого является проверка теоретических гипотез. Экспериментом может считаться только тот процесс, которому присуща доказательность и повторяемость. Примером может быть любой опыт, направленный на подтверждение теоретических изысканий в биологической, химической и физической науке, а также в медицине, экономике и многих других отраслях.
  • Измерение — самый эффективный и точный метод научного исследования, который сводится к измерению и фиксации данных полученных в результате проведения теоретических и практических научных изысканий. К примеру, измерение данных полученных в результате физических или химических исследований.
  • Моделирования — данный метод позволяет имитировать уменьшенный образ исследуемого процесса. Моделирование бывает предметным, знаковым и мысленным. Примером может быть моделирования экономических процессов.
  • Опрос и интервью — данный метод заключается в поиске и опросе человека или группы людей, обладающих информацией относительно интересующих исследователя процессов. К примеру, маркетинговое или социологическое анкетирование.
  • Описание — метод научного поиска отдаленно схожий с наблюдением. В процессе проведения исследования данным методом фиксируются параметры интересующего явления, а также его внешний вид и свойства. К примеру, описание химических, биологических или физических опытов, а также природных явлений.

В заключение следует отметить, что выбор метода исследования осуществляется лично студентом, исходя из специфики научной работы, склада мышления, личных предпочтений и рекомендаций научного руководителя. Выбор должен быть полностью обдуманным и детально спланированным, выбор метода случайным способом категорически недопустим.

А какой метод исследования вы выбрали для своей дипломной работы?

Если Вам нужна помощь с написанием диплома, то обращайтесь к команде опытных авторов. Подробности здесь: lexin-blog.ru/homework

Сделай репост – выиграй ноутбук!

Каждого 1 и 15 числа iBook.pro розыгрывает подарки.

  • Нажми на одну из кнопок соц. сетей
  • Получи персональный купон
  • Выиграй ноутбук LENOVO IdeaPad

Подробно: ibook.pro/konkurs

LENOVO IdeaPad Intel Core i5, 8ГБ DDR4, SSD, GeForce, Windows 10

Нет комментариев

Добавить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение